Система менеджмента качества

Система менеджмента качества

Качество образования, как управляемый процесс, не должно формироваться стихийно. Для каждой ПОО проблема качества была всегда актуальна. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, руководство техникума приняло в марте 2007 года решение о разработке и внедрении в техникуме системы менеджмента качества (СМК).

В качестве модели СМК была выбрана модель Всеобщего управления качеством, закрепленная в международных стандартах качества серии ИСО 9000 и базирующаяся на принципах, соблюдение которых является наиболее важным в успешном построении СМК.

СМК – это система менеджмента качества техникума для руководства и управления ПОО применительно к качеству образовательного процесса и высокой квалификации выпускников техникума, то есть совокупность организационной структуры ЙОСТ, документации (внутренних положений, планов и программ обучения, документированных процедур, методических указаний и инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством учебного процесса, который обеспечит выпуск специалистов высокой квалификации на рынок труда.

Внедрение системы менеджмента качества представляет собой переход техникума и его подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами СМК.

В сентябре 2015 года Международная организация по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, — ред.) опубликовала пятую в истории ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» редакцию.

Введенный в 1987 году стандарт ISO 9001 переиздавался четыре раза и новая версия стандарта ISO 9001:2015 является первым масштабным переизданием с 2000 года.

13-14 марте 2017 года в Йошкар-Олинском строительном техникуме прошел ресертификационный аудит системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) Органом по сертификации продукции и услуг ООО «Марийский Центр сертификации и энергосбережения».

Комиссией, побывавшей в ЙОСТ, было отмечено улучшение деятельности в целом всего техникума и то, что система менеджмента качества результативна. Техникум получил Сертификат соответствия применительно к деятельности в области качества в области среднего профессионального образования, срок действия которого до 04 апреля 2020 года.

ISO 9001 является известным мировым стандартом на построение Системы Менеджмента Качества, используемым в настоящее время более чем 750 тысячами организаций в 161 стране мира.

В техникуме определены процессы (таблица 1) и их взаимосвязь, Цели и Политика в области качества.

Коллектив техникума понимает, что основным условием достижения поставленных целей является наиболее полное удовлетворение потребителей качеством оказываемых услуг. Политика в области качества техникума направлена на достижение поставленных целей.

 

Таблица 1 - Реестр процессов и видов деятельности

 

Наименование видов деятельности

Раздел по ГОСТ Р ИСО 9001-2015  

Идентификационный номер

1 Деятельность руководства в СМК техникума

1.1 Миссия, политика и цели в области качества

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.5.2; п.6.2

Руководство по качеству (РК-16), пп. 5.2, 6.2

1.2 Распределение ответственности и полномочий

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.5.1; 5.1.1

РК-16, п.5.3

 

1.3 Анализ функционирования СМК со стороны руководства

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.9.3

РК-16, п.9.3

 

1.4 Информирование

ГОСТ I Р ИСО 9001-2015, п.7.4;

РК-17, п.7.4

2 Основные процессы образовательной деятельности

2.1 Управление приемом на обучение

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.8.4

СТО 8.4.01-17

(схемы 1 – 4)

2.2 Менеджмент учебной деятельности

2.2.1 Проектирование, разработка и реализация основных образовательных программ:

·     Разработка учебных планов;

·     Формирование и утверждение рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;

·     Формирование графика учебного процесса;

·    Формирование календарного учебного плана-графика по специальности;

·    Формирование плановой нагрузки преподавателей;

·    Формирование индивидуальных планов преподавателей;

·  Составление расписания занятий;

·  Формирование расписания экзаменационной сессии;

 

2.2.2 Проведение учебного процесса:

·  Осуществление теоретическо-практической подготовки (проведение занятий);

·  Приобретение, развитие, обобщение и закрепление практических и профессиональных навыков студентов (практика);

·  Контроль учебной деятельности студентов;

·  Проведение итоговой аттестации студентов

2.2.3 Работа с контингентом обучающихся:

·  Идентификация и прослеживаемость студентов на всех этапах обучения;

·  Материально-финансовое и социально-бытовое обеспечение студентов;

·  Движение студенческого контингента

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.6; п.8; п.9;

 

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.6; п.8; п.8.1; п.8.2; п.8.3;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.8.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.8

СТО 8.5.01-17

 

 

СТО 8.5.01-17

 

(схема 1)

 

(схема 2)

 

 

(схема 3)

 

(схема 4)

 

 

(схема 5)

 

 

(схема 6)

 

(схема 7)

 

(схема 8)

 

 

 

 

СТО 8.5.01-17

(схемы 9-11),

(схемы 12-13)

 

СТО 9.1.2-17

(схема 7-8);

 

СТО 8.5.01-17

(схемы 14-17)

 

(схемы 18-20)

 

 

 

 

МИ 7.5.2.01-17

СТО 8.5.01-17

(схемы 28-30);

(схемы 31-32);

(схемы 33-51)

2.3 Контроль и анализ образовательной деятельности:

·  Внутренние аудиты;

·  Анализ эффективности учебного процесса;

·  Анкетирование (абитуриентов, студентов, родителей, работодателей, преподавателей и сотрудников);

·  Самообследование (отчеты, аттестационные и аккредитационные показатели);

·  Самооценка (по критериям моделей премий по качеству)

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.9

 

 

СТО 9.2-17

СТО 8.5-17

(схема 52)

 

СТО 9.1.2-17

(схемы 1-3, 8)

 

 

СТО 9.1.2-17

(схема 4)

 

 

СТО 9.1.2-17

(схема 5)

 

2.4 Улучшение образовательной деятельности:

·  Корректирующие действия;

·  Управление несоответствующими результатами процесса

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.10

 

 

 

 

 

СТО 10.2- 17

 

 

СТО 9.12-17

3 Обеспечивающие процессы

3.1 Кадровое обеспечение учебного процесса, кадровая деятельность техникума

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.7.1.2

СТО 8.5-17

(схема 22);

МИ 7.5.01-17

МИ 7.5.02-17

3.2 Материально-техническое обеспечение процесса:

·  Закупка нового оборудования;

·  Ремонт помещений и аудиторий силами студентов;

·  Ремонт помещений и аудиторий силами приглашенной организации.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015,  п.8.4

СТО 8.5-17

 

 (схема 23)

 

 

(схема 24)

 

 

(схема 25)

 

3.3 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса, обеспечение и управление учебной литературой (менеджмент библиотечной деятельности)

ГОСТ Р ИСО 9001-2015, п.7.1.3, п.8.2

СТО 8.5-17

(схемы 26, 27);

МИ 7.1.01-17

 

Перечень документов СМК в техникуме:

 

1. Система менеджмента качества. Руководство по качеству (РК-2016)

2. Система менеджмента качества. Внутренний аудит СТО 9.2.01 – 17

3. Система менеджмента качества. Управление документационной информацией СТО 7.5.3 – 17

4. Система менеджмента качества. Корректирующие действия СТО 10.2 – 17

5. Система менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцией СТО 8.7 – 17

6. Система менеджмента качества. Создание и актуализация документированной информацией СТО 7.5.2 – 17

7. Система менеджмента качества. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон СТО 9.1.2-17

8. Система менеджмента качества. Управление приемом на обучение СТО 8.4 – 17

9. Система менеджмента качества. Делопроизводство и контроль МИ 7.5.2.01 – 17

10. Система менеджмента качества. Менеджмент учебной деятельности СТО 8.5.01-17

11. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, содержанию, оформлению, утверждению «Положения о структурном подразделении» и «Должностной инструкции» и изменений к ним МИ 7.5.02-17

12. 13. Система менеджмента качества. Обеспечение кадровой деятельности техникума. МИ 7.5.01 - 17

14. Система менеджмента качества. Требования к ведению журналов учебных занятий МИ 4.2.05-12

15. Система менеджмента качества. Менеджмент библиотечной деятельности МИ 7.1.01-17

16. Система менеджмента качества. Управление рисками СТО 6.1-17

17. Система менеджмента качества. Методическая инструкция по формированию ПОРТФОЛИО студента ГБПОК Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» МИ 7.1.02-17